С 2003 года началось эксплуатация машины «Schafer – укладочная колонна – RZS – 14000» для устройства одиночной шероховатой поверхностной обработки.
Машина выполняет поверхностную обработку дорожных покрытий с применением битумных эмульсий, позволяющих улучшить сцепление минеральных материалов и выполнять работы при более низких температурах по сравнению с битумом и улучшающих сцепление минеральных материалов. Машина оснащена принудительной системой дозирования битума и щебня, количество укладываемого щебня регулируется и задаётся соответствующему количеству вяжущего, что позволяет снизить расход вяжущих и щебня. Производительность машины «Schafer» — пяти километров в день.
Поверхностная обработка с применением битумной эмульсии и белого щебня, необработанного предварительно органическим вяжущим, позволяет получить покрытие с наибольшим коэффициентом сцепления с колесом автомобиля.
Поверхностную обработку осуществляют преимущественно днём в сухую погоду. Битумную эмульсию разливают при среднесуточной температуре воздуха не ниже +10°С и при скорости ветра не более 8 метров в секунду.
Сущность поверхностной обработки состоит в том, что по тонкому слою вяжущего материала (битумной эмульсии), нанесённому на поверхность покрытия, распределяют слой щебня и прикатывают его.
Машина для синхронного распределения вяжущего и щебня имеет в своём составе ёмкость для битумной эмульсии вместимостью 14000 литров и ёмкость для щебня вместимостью семь кубических метров. Распределение вяжущего осуществляется гребёнкой с форсунками. Форсунки расположены так, что полосы распределяемой эмульсии из форсунок перекрывают смежные, что обеспечивает её равномерное распределение. При движении укладочной колонны вначале распределяется эмульсия, затем необработанный щебень фракции 5-10 миллиметров. В конце машины установлены катки, которые прикатывают распределённый щебень.
Уплотнение свежеуложенного слоя производится сразу за проходом машины, приурочивая эту операцию к началу распада битумной эмульсии, определяемому визуально по изменению цвета эмульсии от коричневого к чёрному и выделением воды.
Уплотнение производится двумя – тремя самоходными катками на пневмоколёсном ходу массой 8 тонн.
Период формирования свежеуложенного слоя должен составлять не менее 10 суток. Окончательное формирование слоя происходит под действием проходящего транспорта при ограничении скорости движения до 40 километр/час в течении 6 недель.
В 2003 году таким способом выполнено 2298 тысяч квадратных метров, в 2004 году 2655 тысяч квадратных метров, в 2005 году 3470 тысяч квадратных метров, а в 2006 году 476,6 км поверхностной обработки дорожных покрытий автомобильных дорог.