Системы нивелирования или системы автоматического управления дорожно-строительной техникой предназначены для поддержания рабочего органа (отвала землеройной машины или выглаживающей плиты укладочной техники) в положении, соответствующем проекту.
Основным условием использования САУ ДСМ является подготовка и редактирование цифровой модели проекта и подготовка опорных точек на строительной площадке.
Цифровая модель содержит все необходимые данные: высотные отметки, координаты, линии и точки.
Геодезические работы сводятся к тому, что нужно обеспечить достаточное количество пунктов планово-высотного обоснования и обеспечить необходимыми данными бортовой компьютер.
Принцип работы бульдозера «Катерпиллер ДН-6» оснащённого 3Д системой на базе работизированного тахеометра Leica Red Line и спутниковых GNSS приёмников Leica Powerantenna. В бортовой компьютер загружаются проектные данные в цифровом виде по участку работ. Работизированный тахеометр Leica Red Line устанавливается в удобном месте и привязывается по 2-3 опорным точкам к местной строительной системе координат. После включения системы тахеометр автоматически находит активный отражатель, установленный на бульдозере, и постоянно отслеживает его перемещение. Частота определения координат позиции рабочего органа может быть установлена до 20 раз в секунду. Координаты передаются в бортовой компьютер, установленный на машине по радиомодему. Компьютер, используя данные от тахеометра и датчика наклона, вычисляет положение и текущий уклон отвала. Эти данные сравниваются с проектным положением, то есть с тем положением отвала, которое должно было бы быть в данной позиции. В результате вычисляются величины, на сколько надо поднять или опустить левый или правый гидроцилиндр отвала бульдозера. Изменения положения гидроцилиндров происходит автоматически или при необходимости, вручную, ориентируясь по информации на экране бортового компьютера.
Таким образом, машинисту уже не требуется вести бульдозер только по одной проходке, он может перемещаться по конструктивным слоям дорожной одежды или земполотну практически в любом направлении, формируя точную копию запроектированной поверхности конструктивных слоёв дороги. При этом не требуется делать разбивку на трассе, расставлять пикетажные колышки с отметками или натягивать струну для работы дорожной машины, контролировать при помощи геодезических инструментов полотно конструктивных слоёв после проходов бульдозера.