История

 История Курских дорог

Дорожно-транспортная сеть Курской области насчитывает более 17 тысяч километров автомобильных дорог. 6602 км — региональные, 402,1 км — федеральные, а в собственности муниципальных образований и на их территории свыше 10 тыс. км. Автомобильные дороги регионального и межмуниципального значения общей протяженностью 6602 км находятся в оперативном управлений областного казенного учреждения «Комитет 
строительства и эксплуатации автомобильных дорог Курской области». На автомобильных дорогах областной собственности по состоянию на первое января 2015 года расположено 322 моста и путепровода и 4 154 водопропускных труб.

История развития дорожной отрасли в Курской области берет свое начало со времен царствования Ивана Третьего. Тогда из столицы Московского государства через города Серпухов, Тулу, Курск и далее по Муравскому Шляху в сторону перекопа пролегала дорога Крымского ханства. По этой же дороге осуществляла путешествие на Крымский полуостров Екатерина Великая. Дорога имела большое значение для обеспечения армии и флота во времена Крымской войны 1854-1855 годов.

В 1900-1917 годах дорожное строительство в Курской губернии находилось в ведении земских учреждений. Созданные согласно Положению о земских учреждениях от 1 января 1864 г. Курская губернская управа и 15 уездных земских управ являлись органами местного земского самоуправления. Наряду с множеством других хозяйственных обязанностей земские учреждения выполняли функции по устройству и содержанию путей сообщения. Они занимались финансированием строительством и ремонтом дорог, надзором за их состоянием. Финансирование дорожных работ осуществлялось за счет губернского и уездных земских сборов и дорожного капитала.

Основными видами выполнявшихся дорожных работ были: мощение камнем, строительство мостов, устройство дамб, лотков, труб, кюветов. ремонт отдельных участков и сооружении, устройство и ремонт ледорезов. Земские учреждения ведали дорожным строительством и надзором за дорoгами вплоть до своей ликвидации после Октябрьской революции 1917 года.

После революции дорожным строительством занимались Отделы коммунального хозяйства, образованные при губернских, городских, уездных и волостных исполкомах. С 1923 по 1926 гг. коммунальные подотделы Губернского отдела местного хозяйства (ГОМХ), а также уездные (1923-1928 г.) и окружные (1928-1930 гг.) отделы местного хозяйства. В 1923г. был организован 5-й Курский шоссейный участок Подольско-Харьковского шоссе Московского окружного Управления местного транспорта. Контора находилась в Курске, штат составлял 14 человек.

В 1928-1929 гг. с образованием Центрально-Черноземной области (с центром в г. Воронеже) и переходом на окружное и районное административное деление происходит изменения в структуре управления дорожным строительством. В 1928 г. происходит слияние дорожного строительства 5-го шоссейного участка госдорог и дорожного строительства местных дорог областного и окружного значения в единый производственный аппарат под наименованием -Управление строительством шоссейных и грунтовых дорог Курского округа». Также создается Управление строительством шоссейных и грунтовых дорог в Льговском округе.

С ликвидацией в 1930г. округов руководство дорожным строительством осуществлял Центрально-Черноземный Облдортранс с эксплуатационным участком в ряде городов, в том числе в Курске. В 1934 г. с образованием курской области, в числе других областных организаций был создан «Облдортранс», В марте 1936г. Облдортранс был реорганизован в Отдел шоссейных дорог УНКВД по Курской области в качестве одного из его отделов.

В 1938 году на базе Отдела шоссейных дорог был создан Отдел дорожного хозяйства, который находился в ведении Курского облисполкома. В связи с выделением в 1939 году Управления автомобильным транспортом в cамостоятельную отрасль за дорожным отделом сохранились Функции лишь строительства, ремонта и эксплуатации дорог местного значения.

После освобождения Курска от немецко-фашистских захватчиков с Областной дорожный отдел возобновил свою работу. В 1944 году в ведении и отдела находились 4 дорожных участка, 62 райотдела и контора снабжения.

13 июня 1953 г. решением президиума облисполкома Областной дорожный отдел и областное Управление по освоению малых рек были объединены в Курское областное управление дорожного и транспортного хозяйства. В 1953-1954 гг. Курское областное управление дорожного и транспортного хозяйства возглавил Сурин И.В. С 1955 года – Шабанов Василий Евдокимович.

Согласно решению Курского облисполкома в 1960г. Управление автомобильного транспорта и шоссейных дорог было преобразовано в Областное управление строительства и ремонта автомобильных дорог, а в районах области отделы автомобильного транспорта и шоссейных дорог были преобразованы в отделы строительства и ремонта дорог при райисполкомах. С 1962 по 1972 год начальником управления назначен Котляров Семен Митрофанович.

С 1 февраля 1973 года отрасль передана в ведение вновь созданного Kурского областного производственного управления строительства и эксплуатации автомобильных дорог. Начальник Курского областного производственного управления Г.П. Васильев. С 1977 до 1988 года руководит управлением Владимир Федорович Фатеев. В 1987 г. Приказом Минавтодора РСФСР управление переименовано в Курское областное проектно-ремонтное строительное объединение автомобильных дорог (Курскавтодор). С февраля 1989 по июнь 1992 его возглавлял Николай Степанович Куркин.

Время перемен

В июне 1992 года Курское областное проектно-ремонтное строительное объединение Министерства автомобильных дорог РСФСР (ПРСО «Куркавтодор») было реорганизовано. Постановлением главы администрации было создано Курское областное управление автомобильными дорогами администрации Курской области, которому были переданы функции государственного органа. ПРСО «Курскавтодор» стало выполнять функции хозяйственного органа. Оно являлось самостоятельной организацией, имело свой Устав, структуру и штат. Между управлением и объединением был составлен разделительный баланс имущества. Управление стало фактически выполнять функции и задачи объединения.

 Управление в своей деятельности руководствовалось Законодательством Российской Федерации, решениями областного совета, постановлениями и распоряжениями администрации области. Управление было подотчетно областному Совету народных депутатов, а по вопросам управления дорожным хозяйством – администрации области. Управление являлось юридическим лицом, имело гербовую печать, самостоятельный баланс и счета в учреждениях банка. Деятельность управления финансировалась за счет средств территориально-дорожного фонда (ТДФ).

 С 1992 по ноябрь 1998 года Курским областным управлением автомобильными дорогами руководил Ланских Евгений Степанович.

Постановлением Губернатора области с того же периода управление автомобильными дорогами реорганизовано в Департамент строительства и эксплуатации автомобильных дорог администрации Курской области.

В соответствии с возложенными на него задачами управление. осуществляло ряд функций, в том числе координацию развития дорожной сети, разработку программ развития и эксплуатации дорожного хозяйства и проектов смет ТДФ. Проведение конкурсов и заключение контрактов, анализ транспортно-эксплуатационного состояния сети, разработку мер по повышению пропускной способности, благоустройству территориальных дорог. А также охрану окружающей среды, ограничение или прекращения движения по территориальным дорогам в следствии дорожно-климатических условий и т.д., и контроль качества дорожных работ и услуг.

Постановлением Губернатора Курской области от 11 декабря 1998 года, администрация Курской области была реорганизована путем разделения аппарата Губернатора Курской области и Правительства Курской области. В соответствии с этим постановлением департамент строительства и эксплуатации автомобильных дорог администрации Курской области вошел в структуру Правительства Курской области и был переименован департамент строительства и эксплуатации автомобильных дорог Правительства Курской области.

С 26 ноября 1998 года директором департамента был назначен Агрызков Георгий Васильевич, который работал на этой должности до февраля 2000 года.

В апреле 1999 года департамент был переименован в Комитет строительства и эксплуатации автомобильных дорог Курской области. C апреля 2000 по август 2002 г. его возглавлял Николай Степанович Куркин, затем с 2002 года Александр Алексеевич Полин.

 Постановлением от 24 мая 1999 года «О совершенствовании системы управления дорожным хозяйством Курской области» государственные унитарные дорожные ремонтно-строительные предприятия области были преобразованы в областные государственные дорожно-ремонтно-строительные управления (ДРСУ). И в областные государственные унитарные дорожные эксплуатационные предприятия (ДЭП).

 С марта 2011 года создано областное казенное учреждение «Комитет строительства и эксплуатации автомобильных дорог Курской области». На основании распоряжения Администрации Курской области и свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц, Комитет получил новое наименование, сокращенно ОКУ «Комитет автодорог Курской области».

Его директором, постановлением губернатора Курской области назначен Александр Алексеевич Полин.

На 29 марта 2012 года структура учреждения была следующая:

  • руководство;
  • отдел кадровой и юридической работы;
  • планово-экономический отдел;
  • отдел смет и ценообразования;
  • отдел бухгалтерского учета;
  • отдел государственных закупок и проектного обеспечения;
  • отдел информатизации;
  • отдел технического надзора;
  • отдел перспективного развития сети дорог;
  • отдел содержания автомобильных дорог и БДД;
  • строительная лаборатория;
  • отдел производственного и хозяйственного обеспечения.

Численность учреждения составляла 78 штатных единиц.

Согласно приказу директора учреждения от 06.06.2012 № 60 «Отдел перспективного развития сети дорог» был переименован в «Отдел развития и ремонта автомобильных дорог»; «Отдел содержания автомобильных дорог и БДД» переименован в «Отдел содержания автомобильных дорог»; «Строительная лаборатория» – в «Отдел строительной лаборатории»; «Отдел государственных закупок и проектного обеспечения» – в «Отдел размещения государственных заказов».

Структура учреждения стала выглядеть следующим образом:

  • руководство;
  • отдел кадровой и юридической работы;
  • планово-экономический отдел;
  • отдел смет и ценообразования;
  • отдел бухгалтерского учета;
  • отдел размещения государственных заказов;
  • отдел информатизации;
  • отдел технического надзора;
  • отдел развития и ремонта автомобильных дорог;
  • отдел содержания автомобильных дорог;
  • отдел строительной лаборатории;
  • отдел производственного и хозяйственного обеспечения.

В соответствии с распоряжением Администрации Курской области от 14.05.2012 № 393-ра и согласно приказу директора учреждения от 15.05.2012 № 47 было проведено комплексное обследование автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения.

За 2012 год по результатам государственных заказов учреждением были переутверждены и уточнены стоимости строительства автомобильных дорог на участках:

  • Охочевка – Защитное – Курск – Борисоглебск (Щигровский район);
  • Подъезд к д. Дорохово (Фатежский район);
  • Верхний Любаж – Поныри – Тёплое (Поныровский район) и др.

В 2013 году в структуру учреждения был добавлен отдел безопасности дорожного движения. В штатном расписании учреждения произошли значительные изменения. Согласно приказу директора учреждения от 07.10.2013 № 172 штатная численность увеличилась с 78 до 114 шт. ед. Дополнительно были введены должности: в отдел кадровой и юридической работы – юрисконсульта, в отдел технического надзора – эксперты дорожного хозяйства, в отдел производственного и хозяйственного обеспечения – дополнительно 9 шт. ед. водителей. Отдел безопасности дорожного движения состоял из 24 шт.ед.

В 2013 году было разработано Положение об организации пропускного режима в здании учреждения (приложение к приказу директора учреждения от 25.03.2013 № 58).

За 2013 год по результатам государственных заказов учреждением были переутверждены и уточнены стоимости строительства автомобильных дорог на участках:

  • д. Зорино (Курский район);
  • Рыльск – Коренево – Суджа – Семёново;
  • Отрешково – Петрово – Беседино;
  • Шляховы Дворы – Средние Апочки – Белгородка (Горшеченский район) и др.

В 2014 году в структуре и штатной численности учреждения изменений не произошло.

Были разработаны:

  • Положение о единой комиссии по осуществлению закупок путём проведения конкурсов, аукционов, запросов котировок, запросов предложений (приложение к приказу директора учреждения от 09.01.2014 № 7);
  • Положение о контрактной службе (приложение к приказу директора учреждения от 09.01.2014 № 8);
  • Положение о служебных командировках (приложение к приказу директора учреждения от 31.12.2014 № 293 а).

За 2014 год по результатам государственных заказов учреждением были переутверждены и уточнены стоимости строительства автомобильных дорог на участках:

  • Курск – Льгов – Рыльск (граница с Украиной);
  • Курск – Поныри – 1-е Скородное (Золотухинский район);
  • Дьяконово – Суджа (дорога «Крым»);
  • Обоянь – Суджа – Чекмарёвка (Обоянский район) и др.

В 2015 году в структуре учреждения изменений не произошло. Штатная численность в отделе безопасности дорожного движения уменьшилась на 1 шт.ед. Общая численность учреждения составила 113 шт. ед. (приказ директора учреждения от 11.03.2015 № 52).

За 2015 год по результатам государственных заказов учреждением были переутверждены и уточнены стоимости строительства автомобильных дорог на участках:

  • Вислое – Федоровка (Горшеченский район, граница Белгородской области);
  • Никулино – 2-я Воробьёвка (Золотухинский район);
  • 1-е Банино – Ржава (дорога «Крым» Фатежский район) и др.

В 2016 году в структуре учреждения изменений не произошло. Штатная численность осталась без изменений.

За 2016 год по результатам государственных заказов учреждением были переутверждены и уточнены стоимости строительства и реконструкции автомобильных дорог на участках:

  • Курск – Шумаково – Полевая (Курский район);
  • Шевелево – Платоновка (Медвенский район) и др.

 По состоянию на 01.01.2017 года протяженность автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Курской области 7052 км.

В марте 2019 года была утверждена новая структура Администрации Курской области. В результате изменений дорожное управление Курской области было переименовано в Комитет транспорта и автомобильных дорог Курской области. С этого момента в полномочия учреждения входит реализация государственной политики в сфере транспорта на территории региона. 4 июня 2019 года комитет возглавил бывший начальник регионального дорожного управления Валентин Иванов.

Пост директора областного казенного учреждения «Комитет строительства и эксплуатации автомобильных дорог Курской области» 12 ноября 2018 года занял Владимир Александрович Муравьев, который проработал на занимаемой должности до 18 июля 2019 года. В данный момент он занимает должность председателя комитета транспорта и автомобильных дорог Курской области.

19 июля 2019 года директором ОКУ «Комитет автодорог Курской области» назначен Вячеслав Дмитриевич Донатов.

2019 год является по-настоящему знаковым для Курских дорожников. Объявленный губернатором Курской области «Год дорог» в регионе дал мощный импульс к развитию дорожно-транспортной сферы. Курская область приняла участие в национальном проекте «Безопасные и качественные автомобильные дороги». В рамках ее реализации в областном центре было отремонтировано более 52 километров дорог на 32 улицах. В будущем их количество возрастет до 46.

Также Курская область первая в стране начала реализацию капиталоемких объектов в рамках данной программы. Таким стало строительство «магистральной улицы Проспект Дружбы», протяженностью 3,32 километра. В 2019 году благодаря усилиям дорожников здесь было открыто рабочее движение. Строительство позволит обеспечить дорожной сетью район индивидуальной застройки в районе проспекта Дружбы и ул. Просторная, разгрузить магистральную улицу 50 лет Октября, соединить районы многоэтажной, индивидуальной застройки Центрального округа с промышленной зоной Сеймского округа с выходом на объездную дорогу М-2 «Крым», а также сократить маршрут движения жителей города до рабочих мест, детских садов, школ и других учебных заведений.