История

В 1900-1917 г.г. дорожное строительство в Курской губернии находилось в ведении земских учреждений. Созданные согласно Положению о земских учреждениях от 1 января 1864 г., Курская губернская земская управа и 15 уездных земских управ являлись органами местного земского самоуправления. Наряду с множеством других хозяйственных обязанностей земские учреждения выполняли функции по устройству и содержанию путей сообщения. Они занимались финансированием, строительством, ремонтом дорог, надзором за их состоянием.

Финансирование дорожных работ осуществлялось за счет губернского и уездных земских сборов и дорожного капитала.

Расходы на дорожные работы в 1900-1915 г.г. составили (в рублях):

 Годы сбора  Из уездного  Из губернского сбора Из дорожного
капитала
Всего
1900 25197,79   276476,65 301676,44
1905 13620,83   254010,98 267631,81
1914 29607,99 82139,20 241510,99 353258,18
1915 36516,63 83240,44 158294,10 278051,17

Основными видами выполнявшихся дорожных работ были: мощение камнем, строительство мостов, устройство дамб, лотков, труб, кюветов, технический надзор, ремонт отдельных участков и сооружений, устройство и ремонт ледорезов.

Земские учреждения ведали дорожным строительством и надзором за дорогами вплоть до своей ликвидации после Октябрьской революции 1917 г.

После революции дорожным строительством занимались Отделы коммунального хозяйства, образованные при губернских, городских, уездных и волостных исполкомах, с 1923 по 1926 г.г. – коммунальные подотделы Губернского отдела местного хозяйства (ГОМХ), а также уездные (1923-1928 г.г.) и окружные (1928-1930г.г.) отделы местного хозяйства.

Все дороги, находящиеся в Курской губернии, разделялись на 4 категории:

  1. Дороги государственного значения (Подольско – Харьковское шоссе).
  2. Дороги губернского значения, находящиеся в ведении ГОМХа и содержащиеся на средства из губернского бюджета: транспортные, почтовые дороги, подъездные пути, проселочные дороги большого движения и вообще все дороги, бывшие ранее в ведении губернского земства.
  3. Дороги местного значения, находящиеся в ведении уисполкомов и содержащиеся на местные средства (проселочные, полевые дороги, подъездные пути второстепенного значения и все дороги, бывшие до революции в ведении уездных земств и сельских обществ).
  4. Дороги в черте городских отчуждений, содержащиеся на городские средства и бывшие ранее в ведении городских управ.

В 1923 г. был организован 5-й Курский шоссейный участок Подольско-Харьковского шоссе Московского окружного Управления местного транспорта. Контора участка находилась в г. Курске, штат составлял 14 человек. Участок был разбит на шесть околодков, на каждом околодке работали дорожный мастер и 7-9 ремонтных рабочих.

Территория участка простиралась от границы Орловской губернии за г. Фатежом до границы Харьковской губернии за г. Белгородом, протяженность дороги по Курскому и Белгородскому уездам составляла 234 км шоссированной части и 16 км мощеной части.

Из Пояснительной записки к перспективному 5-ти летнему плану по дорогам губернского значения в пределах Курской губернии от 19 марта 1926 г. следует, что мощеных участков по губернии в общей сложности 211,5 км. Протяженность Курского городского участка составляла 4 км и 705 метров (от Московских шпилей до Херсонских), на всем протяжении он замощен мостовой из фосфоритного и песчаного камня.

В 1928-1929 г.г., с образованием Центрально-Черноземной области (с центром в г. Воронеже) и переходом на окружное и районное административное деление происходят изменения в структуре управления дорожным строительством:слияние дорожного строительства 5-го шоссейного участка госдорог и дорожного строительства местных дорог областного и окружного значения в единый производственный аппарат под наименованием Управление строительством шоссейных и грунтовых дорог Курского округа.

С ликвидацией в 1930 г. округов руководство дорожным строительством осуществлял Центрально-Черноземный Облдортранс (Областное управление шоссейных и грунтовых дорог и автотранспорта) с эксплуатационным участком в ряде городов, в т.ч. в г. Курске. В 1934 г., с образованием Курской области был создан Облдортранс. С 25 марта 1936 г. Облдортранс был реорганизован в Отдел шоссейных дорог УНКВД по Курской области (Ошоссдор) в качестве одного из его отделов.

В функции отдела входило:

  1. Строительство, ремонт и эксплуатация дорог государственного значения согласно особому списку, утвержденному СНК СССР.
  2. Контроль за дорожным строительством райисполкомов (по дорогам низовой сети).
  3. Обеспечение райисполкомов нормами выработки по дорожным работам и типовыми проектами искусственных сооружений.

Строительство и содержание районных и сельских дорог, подготовка низовых дорожных работников была возложена на райисполкомы. Тогда же из ведения Ошоссдора УНКВД была изъята эксплуатация автотранспорта.

В связи с выделением в 1939 г. Управления автомобильным транспортом в самостоятельную отрасль за дорожным отделом сохранились функции лишь строительства, ремонта и эксплуатации дорог местного значения.

Областной дорожный отдел подчинялся Главному дорожному управлению при СНК РСФСР, а с марта 1946 г. – при СМ РСФСР, и по территориальному признаку – Курскому облисполкому, как отделу исполкома.

После освобождения г. Курска от немецко-фашистских захватчиков Областной дорожный отдел возобновил свою работу.

Дорожное хозяйство Курской области до войны характеризуется следующими цифрами:

в ведении дорожных органов находилось дорог республиканского значения – 426,1 км, из них по покрытиям:

  • мостовых – 41,6 км;
  • грунтовых улучшенных – 279,9 км;
  • грунтовых профилированных-95,2 км;
  • грунтовых естественных – 6,4 км;
  • мостов – 180 шт.

Дорог местного значения – 19624 км, из них по покрытиям:

  • белое шоссе – 9 км;
  • булыжные мостовые – 352 км;
  • грунтовые улучшенные добавками – 4109,9 км;
  • грунтовые профилированные – 5929,4 км.

Немецко-фашистская оккупация нанесла большой ущерб дорожному хозяйству области – всего на сумму – 21258 млн. рублей, в т.ч. по дорогам – на сумму 947 тыс. рублей; по искусственным сооружениям – на сумму 15437 млн. рублей (в довоенных ценах).

13 июня 1953 г. решением президиума облисполкома Областной дорожный отдел и областное Управление по освоению малых рек были объединены в Курское областное управление дорожного и транспортного хозяйства.

Решением президиума облисполкома № 467 от 8.07.54 г. оно было преобразовано в Управление автомобильного транспорта и шоссейных дорог облисполкома.

15 сентября 1954 г. из его ведения был выделен Отдел речного транспорта и передан в непосредственное подчинение облисполкома.

Согласно решению Курского облисполкома № 168 от 31 марта 1960 г. Управление автомобильного транспорта и шоссейных дорог было преобразовано в Областное управление строительства и ремонта автомобильных дорог.

На основании приказа № 167 Министерства строительства и эксплуатации автомобильных дорог РСФСР от 29 декабря 1972 г. Управление строительства и ремонта автомобильных дорог и Областной дорожно-строительный трест были упразднены. Все дорожные службы, находившиеся в их подчинении, были переданы в ведение вновь созданного Курского производственного управления строительства и эксплуатации автомобильных дорог, которое подчинялось Главному управлению строительства и эксплуатации автомобильных дорог Юга (Главдорюг) Министерства строительства и эксплуатации автомобильных дорог РСФСР.

На Управление были возложены следующие задачи и функции:

  • строительство и реконструкция подрядным и хозяйственным способами, ввод в эксплуатацию автомобильных дорог местного и областного значения, ремонт и содержание автомобильных дорог республиканского значения;
  • ремонт и содержание автомобильных дорог и дорожных сооружений в целях создания условий для бесперебойного и безопасного движения по ним транспортных средств и обеспечения сохранности этих дорог.

В соответствии с постановлением СМ РСФСР № 482 от 10 декабря 1987 г., приказом Минавтодора РСФСР № 204-ор от 30 декабря 1987 г. О создании проектно-ремонто-строительных объединений с 1 января 1988 г. Курское областное производственное управлений строительства и эксплуатации автомобильных дорог было переименовано в Курское областное проектно-ремонтно-строительное объединение автомобильных дорог Курскавтодор (приказ начальника объединения № 31 от 27 января 1988 г.).

Согласно статистическим сборникам по Курской области протяженность автомобильных дорог в 1976-1981г.г. характеризуется следующими показателями (на начало года, тыс. км)

  1976 1977 1978 1979 1980 1981
Всего дорог, 11,0 10,9 10,8 11,0 10,9 11,4
 в т.ч. с твердым покрытием 1,9 2,0 2,1 2,1 2,2 2,8

Протяженность автомобильных дорог общего пользования (дороги, обслуживаемые дорожными организациями Минавтодора РСФСР) в 1981-1986 г.г. характеризуются следующими показателями (на начало года, тыс. км)

  1981 1982 1983 1984 1985 1986
Всего дорог, 7,5 7,5 5,5 5,5 5,5 5,0
 в т.ч. с твердым покрытием 2,2 2,3 2,5 2,8 3,1 3,2

Протяженность автомобильных дорог общего пользования (дороги, обслуживаемые дорожными организациями Минавтодора РСФСР) в 1987-1991 г.г. характеризуется следующими показателями (на начало года, тыс. км)

   1987  1988  1989  1992  1991
Всего дорог, 5,0 5,0 5,0 5,0 5,0
 в т.ч. с твердым покрытием 3,6 4,0 4,3 4,5 4,5

Протяженность автомобильных дорог общего пользования (дороги, обслуживаемые дорожными организациями Минавтодора РСФСР) в 1991-1995 г.г. характеризуется следующими показателями (на начало года, тыс. км)

   1991 1992 1993  1994 1995
Всего дорог, 5,0 4,9
в т.ч. с твердым покрытием 4,5 4,5

Протяженность автомобильных дорог общего пользования (дороги, обслуживаемые дорожными организациями Минавтодора РСФСР) в 2000-2004 г.г. характеризуется следующими показателями (на начало года, тыс. км)

   2000  2001  2002  2003  2004
Всего дорог, 5,9 5,9 5,9 6,0 6,0
 в т.ч. с твердым покрытием 5,6 5,7 5,7 5,8 5,8

По состоянию на 01.01.2017 года протяженность автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Курской области 7052 км.