В 1900-1917 г.г. дорожное строительство в Курской губернии находилось в ведении земских учреждений. Созданные согласно Положению о земских учреждениях от 1 января 1864 г., Курская губернская земская управа и 15 уездных земских управ являлись органами местного земского самоуправления. Наряду с множеством других хозяйственных обязанностей земские учреждения выполняли функции по устройству и содержанию путей сообщения. Они занимались финансированием, строительством, ремонтом дорог, надзором за их состоянием.
Финансирование дорожных работ осуществлялось за счет губернского и уездных земских сборов и дорожного капитала.
Расходы на дорожные работы в 1900-1915 г.г. составили (в рублях):
Годы сбора | Из уездного | Из губернского сбора | Из дорожного капитала |
Всего |
1900 | 25197,79 | 276476,65 | 301676,44 | |
1905 | 13620,83 | 254010,98 | 267631,81 | |
1914 | 29607,99 | 82139,20 | 241510,99 | 353258,18 |
1915 | 36516,63 | 83240,44 | 158294,10 | 278051,17 |
Основными видами выполнявшихся дорожных работ были: мощение камнем, строительство мостов, устройство дамб, лотков, труб, кюветов, технический надзор, ремонт отдельных участков и сооружений, устройство и ремонт ледорезов.
Земские учреждения ведали дорожным строительством и надзором за дорогами вплоть до своей ликвидации после Октябрьской революции 1917 г.
После революции дорожным строительством занимались Отделы коммунального хозяйства, образованные при губернских, городских, уездных и волостных исполкомах, с 1923 по 1926 г.г. – коммунальные подотделы Губернского отдела местного хозяйства (ГОМХ), а также уездные (1923-1928 г.г.) и окружные (1928-1930г.г.) отделы местного хозяйства.
Все дороги, находящиеся в Курской губернии, разделялись на 4 категории:
- Дороги государственного значения (Подольско – Харьковское шоссе).
- Дороги губернского значения, находящиеся в ведении ГОМХа и содержащиеся на средства из губернского бюджета: транспортные, почтовые дороги, подъездные пути, проселочные дороги большого движения и вообще все дороги, бывшие ранее в ведении губернского земства.
- Дороги местного значения, находящиеся в ведении уисполкомов и содержащиеся на местные средства (проселочные, полевые дороги, подъездные пути второстепенного значения и все дороги, бывшие до революции в ведении уездных земств и сельских обществ).
- Дороги в черте городских отчуждений, содержащиеся на городские средства и бывшие ранее в ведении городских управ.
В 1923 г. был организован 5-й Курский шоссейный участок Подольско-Харьковского шоссе Московского окружного Управления местного транспорта. Контора участка находилась в г. Курске, штат составлял 14 человек. Участок был разбит на шесть околодков, на каждом околодке работали дорожный мастер и 7-9 ремонтных рабочих.
Территория участка простиралась от границы Орловской губернии за г. Фатежом до границы Харьковской губернии за г. Белгородом, протяженность дороги по Курскому и Белгородскому уездам составляла 234 км шоссированной части и 16 км мощеной части.
Из Пояснительной записки к перспективному 5-ти летнему плану по дорогам губернского значения в пределах Курской губернии от 19 марта 1926 г. следует, что мощеных участков по губернии в общей сложности 211,5 км. Протяженность Курского городского участка составляла 4 км и 705 метров (от Московских шпилей до Херсонских), на всем протяжении он замощен мостовой из фосфоритного и песчаного камня.
В 1928-1929 г.г., с образованием Центрально-Черноземной области (с центром в г. Воронеже) и переходом на окружное и районное административное деление происходят изменения в структуре управления дорожным строительством:слияние дорожного строительства 5-го шоссейного участка госдорог и дорожного строительства местных дорог областного и окружного значения в единый производственный аппарат под наименованием Управление строительством шоссейных и грунтовых дорог Курского округа.
С ликвидацией в 1930 г. округов руководство дорожным строительством осуществлял Центрально-Черноземный Облдортранс (Областное управление шоссейных и грунтовых дорог и автотранспорта) с эксплуатационным участком в ряде городов, в т.ч. в г. Курске. В 1934 г., с образованием Курской области был создан Облдортранс. С 25 марта 1936 г. Облдортранс был реорганизован в Отдел шоссейных дорог УНКВД по Курской области (Ошоссдор) в качестве одного из его отделов.
В функции отдела входило:
- Строительство, ремонт и эксплуатация дорог государственного значения согласно особому списку, утвержденному СНК СССР.
- Контроль за дорожным строительством райисполкомов (по дорогам низовой сети).
- Обеспечение райисполкомов нормами выработки по дорожным работам и типовыми проектами искусственных сооружений.
Строительство и содержание районных и сельских дорог, подготовка низовых дорожных работников была возложена на райисполкомы. Тогда же из ведения Ошоссдора УНКВД была изъята эксплуатация автотранспорта.
В связи с выделением в 1939 г. Управления автомобильным транспортом в самостоятельную отрасль за дорожным отделом сохранились функции лишь строительства, ремонта и эксплуатации дорог местного значения.
Областной дорожный отдел подчинялся Главному дорожному управлению при СНК РСФСР, а с марта 1946 г. – при СМ РСФСР, и по территориальному признаку – Курскому облисполкому, как отделу исполкома.
После освобождения г. Курска от немецко-фашистских захватчиков Областной дорожный отдел возобновил свою работу.
Дорожное хозяйство Курской области до войны характеризуется следующими цифрами:
в ведении дорожных органов находилось дорог республиканского значения – 426,1 км, из них по покрытиям:
- мостовых – 41,6 км;
- грунтовых улучшенных – 279,9 км;
- грунтовых профилированных-95,2 км;
- грунтовых естественных – 6,4 км;
- мостов – 180 шт.
Дорог местного значения – 19624 км, из них по покрытиям:
- белое шоссе – 9 км;
- булыжные мостовые – 352 км;
- грунтовые улучшенные добавками – 4109,9 км;
- грунтовые профилированные – 5929,4 км.
Немецко-фашистская оккупация нанесла большой ущерб дорожному хозяйству области – всего на сумму – 21258 млн. рублей, в т.ч. по дорогам – на сумму 947 тыс. рублей; по искусственным сооружениям – на сумму 15437 млн. рублей (в довоенных ценах).
13 июня 1953 г. решением президиума облисполкома Областной дорожный отдел и областное Управление по освоению малых рек были объединены в Курское областное управление дорожного и транспортного хозяйства.
Решением президиума облисполкома № 467 от 8.07.54 г. оно было преобразовано в Управление автомобильного транспорта и шоссейных дорог облисполкома.
15 сентября 1954 г. из его ведения был выделен Отдел речного транспорта и передан в непосредственное подчинение облисполкома.
Согласно решению Курского облисполкома № 168 от 31 марта 1960 г. Управление автомобильного транспорта и шоссейных дорог было преобразовано в Областное управление строительства и ремонта автомобильных дорог.
На основании приказа № 167 Министерства строительства и эксплуатации автомобильных дорог РСФСР от 29 декабря 1972 г. Управление строительства и ремонта автомобильных дорог и Областной дорожно-строительный трест были упразднены. Все дорожные службы, находившиеся в их подчинении, были переданы в ведение вновь созданного Курского производственного управления строительства и эксплуатации автомобильных дорог, которое подчинялось Главному управлению строительства и эксплуатации автомобильных дорог Юга (Главдорюг) Министерства строительства и эксплуатации автомобильных дорог РСФСР.
На Управление были возложены следующие задачи и функции:
- строительство и реконструкция подрядным и хозяйственным способами, ввод в эксплуатацию автомобильных дорог местного и областного значения, ремонт и содержание автомобильных дорог республиканского значения;
- ремонт и содержание автомобильных дорог и дорожных сооружений в целях создания условий для бесперебойного и безопасного движения по ним транспортных средств и обеспечения сохранности этих дорог.
В соответствии с постановлением СМ РСФСР № 482 от 10 декабря 1987 г., приказом Минавтодора РСФСР № 204-ор от 30 декабря 1987 г. О создании проектно-ремонто-строительных объединений с 1 января 1988 г. Курское областное производственное управлений строительства и эксплуатации автомобильных дорог было переименовано в Курское областное проектно-ремонтно-строительное объединение автомобильных дорог Курскавтодор (приказ начальника объединения № 31 от 27 января 1988 г.).
Согласно статистическим сборникам по Курской области протяженность автомобильных дорог в 1976-1981г.г. характеризуется следующими показателями (на начало года, тыс. км)
1976 | 1977 | 1978 | 1979 | 1980 | 1981 | |
Всего дорог, | 11,0 | 10,9 | 10,8 | 11,0 | 10,9 | 11,4 |
в т.ч. с твердым покрытием | 1,9 | 2,0 | 2,1 | 2,1 | 2,2 | 2,8 |
Протяженность автомобильных дорог общего пользования (дороги, обслуживаемые дорожными организациями Минавтодора РСФСР) в 1981-1986 г.г. характеризуются следующими показателями (на начало года, тыс. км)
1981 | 1982 | 1983 | 1984 | 1985 | 1986 | |
Всего дорог, | 7,5 | 7,5 | 5,5 | 5,5 | 5,5 | 5,0 |
в т.ч. с твердым покрытием | 2,2 | 2,3 | 2,5 | 2,8 | 3,1 | 3,2 |
Протяженность автомобильных дорог общего пользования (дороги, обслуживаемые дорожными организациями Минавтодора РСФСР) в 1987-1991 г.г. характеризуется следующими показателями (на начало года, тыс. км)
1987 | 1988 | 1989 | 1992 | 1991 | |
Всего дорог, | 5,0 | 5,0 | 5,0 | 5,0 | 5,0 |
в т.ч. с твердым покрытием | 3,6 | 4,0 | 4,3 | 4,5 | 4,5 |
Протяженность автомобильных дорог общего пользования (дороги, обслуживаемые дорожными организациями Минавтодора РСФСР) в 1991-1995 г.г. характеризуется следующими показателями (на начало года, тыс. км)
1991 | 1992 | 1993 | 1994 | 1995 | |
Всего дорог, | 5,0 | 4,9 | – | – | – |
в т.ч. с твердым покрытием | 4,5 | 4,5 | – | – | – |
Протяженность автомобильных дорог общего пользования (дороги, обслуживаемые дорожными организациями Минавтодора РСФСР) в 2000-2004 г.г. характеризуется следующими показателями (на начало года, тыс. км)
2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | |
Всего дорог, | 5,9 | 5,9 | 5,9 | 6,0 | 6,0 |
в т.ч. с твердым покрытием | 5,6 | 5,7 | 5,7 | 5,8 | 5,8 |
По состоянию на 01.01.2017 года протяженность автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Курской области 7052 км.